Музей Брянского пожарно – спасательного центра открылся в 1982 году. На сегодняшний день в его экспозициях насчитывается более 500 экспонатов. Практический каждый из них по-своему уникален и хранит немало тайн и интересных историй. Сегодня поговорим о бюсте Марка Тимофеевича Елизарова. О нем и его создателе расскажет Александр Родкин, ведущий специалист отдела информации и связи с общественностью.
Летом 2015 года город Брянск посетила «делегация» из Нижнего Новгорода в составе Е. В. Копий, главного редактора сетевого издания «Музыка в заметках» и директора по развитию компании «Сетевые экспертные системы», архитектора А. Г. Копий.
Цель визита была самая благородная. Накануне 50-летия творческой деятельности художника, скульптора, ученого, мужа и отца Г. П. Копий. Его жена и сын решили собрать воедино материал о работах, выполненных Григорием Павловичем в городах и весях, в том числе во время жизни и деятельности на Брянщине.
Старожилы брянского творческого цеха будут помнить это имя, а для молодых читателей, ценителей истории родного края, ее чрезвычайной службы, напомним краткие вехи его биографии.
Выпускник высшего художественно-промышленного училища, (Бывшее Строгановское. —Авт.) Григорий Копий продолжил творческую биографию в мастерских Брянского художественного фонда. В 70-е годы был больше известен, как главный художник города Брянска. Именно на брянский период приходятся плодотворные поиски и находки, находившегося тогда в творческом расцвете скульптора. Наиболее известной работой этого периода являются скульптура «Пересвет», экспонирующаяся в Брянском художественном музее. Своеобразной визитной карточкой районного центра, ныне поселка партизанской Славы Клетня, стал созданный Григорием Павловичем памятник «Умирающий солдат». Посетители музея – заповедника Ф. И. Тютчева «Овстуг» отдают должное его талантливому решению при создании скульптурной композиции «Тютчев и Гейне». Добавьте сюда бюст главного комиссара по делам страхования и борьбы с огнем М. Т Елизарова (на фото) в первые годы советской власти. Весьма и весьма впечатляющий образ создан Григорием Павловичем по просьбе организаторов Брянской пожарно-технической выставки.
В 1886 году М. Т. Елизаров окончил физико- математический факультет Петербургского университета Он участник Октябрьской революции. С ноября 1917 года занимал пост наркома путей сообщения. С апреля 1918 года — главный комиссар по делам страхования и борьбе с огнем.
Сравнительно небольшой период его службы в этой должности ознаменовался принятием Ленинского декрета «Об организации государственных мер борьбы с огнем». В своих многочисленных публичных докладах и выступлениях М. Т. Елизаров отмечал, что необходимость принятия данного законодательного акта обусловлена огромными убытками от пожаров, соизмеримыми только с потерями от неурожая и пьянства.
Возвращаясь к творческой биографии автора, следует сказать, что с 1985 года Г. П. Копий член Союза художников СССР, один из основателей кафедры промышленного дизайна Нижегородского архитектурно-строительного университета, где он преподавал скульптуру, рисунок, пластическую анатомию. Можно с уверенностью сказать, художник внес заметный вклад в творческую сокровищницу нашего края.
После пребывания в нашем городе воинской славы и осмотра памятников, экспозиций пожарно-технической выставки, его родные остались удовлетворены увиденным, что здесь с уважением относятся к своей истории, берегут ее.
Автор: Александр Родкин.